Глава 
6

Еф.6  с толкованием

1
Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно.

Еф.6:1  с толкованием

2
Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая во обетовании:

Еф.6:2  с толкованием

3
да благо ти будет, и будеши долголетен на земли.

Еф.6:3  с толкованием

4
И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни.

Еф.6:4  с толкованием

5
Раби, послушайте господий своих по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа,

Еф.6:5  с толкованием

6
не пред очима точию работающе яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души,

Еф.6:6  с толкованием

7
со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком,

Еф.6:7  с толкованием

8
ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь.

Еф.6:8  с толкованием

9
И господие, таяжде творите к ним, послабляюще им прещения, ведуще, яко и вам самем и тем Господь есть на небесех, и обиновения лица несть у Него.

Еф.6:9  с толкованием

10
Прочее же, братие моя, возмогайте во Господе и в державе крепости Его:

Еф.6:10  с толкованием

11
облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диаволским,

Еф.6:11  с толкованием

12
яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным.

Еф.6:12  с толкованием

13
Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати.

Еф.6:13  с толкованием

14
Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды,

Еф.6:14  с толкованием

15
и обувше нозе во уготование благовествования мира:

Еф.6:15  с толкованием

16
над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити:

Еф.6:16  с толкованием

17
и шлем спасения восприимите, и мечь духовныи, иже есть Глаголгол Божий:

Еф.6:17  с толкованием

18
всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве о всех святых

Еф.6:18  с толкованием

19
и о мне, да дастся ми слово во отверзение уст моих, с дерзновением сказати тайну благовествования,

Еф.6:19  с толкованием

20
о немже посолствую во узах, да в нем дерзаю, якоже подобает ми глаголати.

Еф.6:20  с толкованием

21
Да увесте же и вы, яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель о Господе,

Еф.6:21  с толкованием

22
егоже послах к вам на сие истое, да увесте, яже о нас, и да утешит сердца ваша.

Еф.6:22  с толкованием

23
Мир братии и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

Еф.6:23  с толкованием

24
Благодать со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа в неистлении. Аминь.

Еф.6:24  с толкованием

Толкования на главу Еф.6
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.6

Глава 
6

Еф.6  с толкованием

1-9
Далее Апостол говорит о женах, мужьях, детях, отцах, слугах и господах потому, что относительно этого Евреи клеветали на него, а также и некоторые из язычников, может быть даже и Ефесяне. Итак, написал это к Ефесянам с целью защитить себя и показать, что он заботился о них более, чем об иудеях и язычниках.

Еф.6:1  с толкованием

10
После увещания тех, кои возлюбили мир, обращается к укреплению тех, кои пожелали бы отречься от мира. И дабы облечь их оружием божественным посредством их духовных дел, так чтобы они могли противостоять не только силе его (диавола) одного, но и против всех козней врага, -

Еф.6:10  с толкованием

11
брань ваша, говорит, не (есть) против крови и плоти, то есть не с людьми идет борьба у вас, ибо хотя чрез людей неправедных и гонителей и врагов ведет с вами борьбу враг, однако брань ваша, говорит, против начальств и властей, и против мироправителей тьмы сей, и против духов нечистоты, находящихся в воздухе неба. Обрати, пожалуйста, внимание на то, что не сказал: брань тех (злых духов), но: брань ваша, - ибо не он (диавол) ведет борьбу против нас, но мы против него. Хотя он и устрояет козни, но не имеет силы; а хотя бы и имел силу, однако не дано ему бороться с нами силою, но посредством устроения козней. Так он вел брань с Адамом и Евою не силою, но разными кознями помышления, - и не с сильным и крепким голосом, но приступил с коварною лестью. Так же приступает он ко всем людям, исключая те случаи, когда он испрашивает себе силу и ему дается позволение употребить ее в известное время и в известном месте, как, например, он испросил и получил власть над Иовом. Итак, без всякого насилия, с одними прельщениями и кознями подступает он к сынам Адама и Евы, как подступал он и к Адаму и Еве. Но если сам враг приступает к нам только с прельщениями и возбуждениями (ко злу), то напротив мы посредством посильной борьбы и брани, то есть подвигов поста и молитвы, можем избавить себя от его злокозненных ухищрений и от лживых прельщений ко злу. Если же выше назвал их начальниками на небе, то сделал это для того, чтобы установить различие между начальниками телесными и начальниками духовными. Но как в словах Давида: там будут обитать все летающия (твари) небесныя (Пс.103:12), мы разумеем птиц в воздухе, а не небесных; так, равным образом, когда говорится о начальниках небесных, мы разумеем начальников в воздухе, а не начальников на небесах. Выше назвал их правителями мира потому, что они имеют способность распространять соблазны по всему миру и во грех вводит людей, обитающих по всему кругу земли. А также назвал их духами темными под небом для того, чтобы показать, что скрытно и во тьме совершаются те дела темные, коим научает (враг). Сказал: под небом (поднебесным), дабы показать, что обитание его (диавола) под небом, а не над небесами, - а также, что между людьми совершаются и чтутся злокозни их, а отнюдь не между огненными и духовными Стражами (Ангелами), как утверждают некоторые еретические секты. Что же касается до слов: и против духов нечистоты, то это суть те, кои дерзают входить в людей, как, например, в Марию Магдалину (Мк.16:9) и в того человека, который бился о камни (Мк.5:5).

Еф.6:11  с толкованием

13-15
Ради сего, говорит, возмите оружие постов, молитв и бдений, чтобы могли вы устоять и противостать врагам в день злой, то есть в тот день, когда восстает на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием.

Еф.6:13  с толкованием

16-18
И во всем приготовьте себя, то есть в истине и правде, дабы посредством них и соединенных с ними добродетелей возмогли вы угасить стрелы лукаваго огненныя, то есть разжигающие помыслы врага.

Еф.6:16  с толкованием

18
Чрез всякую молитву и прошение, молясь не за одних только самих себя, но и за всех святых.

Еф.6:18  с толкованием

19-20
И за меня молитесь, чтобы дано было мне слово в отверзении уст моих, то есть чтобы не было во мне страха и смущения, - с дерзновением возвещать тайну ту, за которую я являюсь послом не в почести и с дарами, но в оковах и узах.

Еф.6:19  с толкованием

21-23
А дабы и вы знали относящееся ко мне (мои обстоятельства), что делаю (и дела), - то вот послал я Тихика, чтобы он возвестил вам относительно нас, а нам принес известие о вас, - и чтобы он утешил сердца ваши в той скорби, какою удручены вы, то есть сообщив вам о той крепости и восторге, благодаря коим радуемся мы в скорбях наших.

Еф.6:21  с толкованием

24
Благодать со всеми теми, кои любят Господа нашего Иисуса Христа без тления, то есть без дел тления.

Еф.6:24  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.177-199.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание эфесянам Святого Апостола Павла

Еф.6

Глава 
6

Еф.6  с толкованием

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе.
 

Еф.6:1 с толкованием
Как скульптор, воспроизводя фигуру человеческого тела, сначала создает голову, потом шею и, наконец, ноги; так и Павел, сказав о муже — первом начале, и жене — втором начале, теперь говорит о третьем начале — детях. Ибо над женой властвует один муж, а над детьми и жена. Итак, повинуйтесь, говорит, родителям, но в Господе, то есть когда повеления их согласны будут с законом Господним. Потому что, если отец побуждает к нечестию: или желает сделать дочь свою продажной, или сына хочет научить постыдному образу действий, — такие повеления противны Господу, и им не должно повиноваться.
 


Ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием.
 

Еф.6:2 с толкованием
И по естеству это, говорит, справедливо и законом повелевается. Как же он говорит, что это — первая заповедь? Ведь не эта первая заповедь, а: не убий, не прелюбодействуй. Но заметь, что он присовокупил: с обетованием. Ибо те первые заповеди не говорят об обетовании и воздаянии, потому что они содержат в себе запрещение зла, а не повеление делать добро; и никакой награды нет тому, кто только воздерживается от зла. Эта же заповедь, так как касается совершения добра, первая и содержит обетование. И замечательный порядок. Как только законодатель отклонил людей от злых деяний, он, намереваясь ввести их к совершению благих дел, на первом месте поставил почтение к родителям. Так как они — первые после Бога благодетели для нас, как источники жизни, то по справедливости пусть первыми наслаждаются нашими плодами.
 


Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
 

Еф.6:3 с толкованием
Смотри, как кратко и немного в настоящем случае говорит, потому что дети не в состоянии следить за пространной речью. Да притом, если муж и будет сообразоваться с законами, которые он выше изложил, немного нужно труда, чтобы подчинить себе детей. Но не говорит о Царствии или о чем-нибудь возвышенном, а указывает на то, что особенно желает слышать детская душа; потому что к детям его слово. А что приятнее для детей долголетия? Когда-то было определено это законом и иудеям, как детям, так как они не в состоянии были услышать более совершенное.
 


И вы, отцы, не раздражайте детей ваших.
 

Еф.6:4 с толкованием
Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте, то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.
 


Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
 

Еф.6:4 с толкованием
Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов — читать Божественное Писание. Ибо это — долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, чтобы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою. Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?
 


Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти.
 

Еф.6:5 с толкованием
Так как и добродетель слуг способствует благоустройству дома, то и этой стороны он не оставляет без внимания, но приступает к ней напоследок, потому что она и по достоинству своему есть последняя. Но с ними говорит не как с неразумными детьми, а как с совершенными, как это мы укажем впереди. Повинуйтесь же, говорит, господам по плоти, то есть временным. Сейчас же утешает их, указывая на то, что рабство временно и уничтожается вместе с плотью.
 


Со страхом и трепетом, в простоте сердца, вашего, как Христу.
 

Еф.6:5 с толкованием
Относительно жены просто сказал: да боится своего мужа, а здесь сильнее выражается: ибо трепет есть высшая степень страха. Ибо жена равна мужу и свободная, а рабы — не равны. Хотя они и братья во Христе, но так как повелевает, чтобы и свободные подчинялись друг другу, даже жена мужу, то тем более рабы должны подчиняться господам. Ибо это не есть какое-либо унизительное дело, а напротив, высшее благородство — уметь смиряться и уступать ближнему. А так как многие из рабов боятся своих господ не из расположения, но в тайне коварствуют и злоумышляют против них, то присовокупляет: в простоте сердца, устраняя злоумышление.
 


Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники.
 

Еф.6:6 с толкованием
То есть не только в присутствии и пред глазами господ, но и в отсутствии так служите им.
 


Но как рабы Христовы.
 

Еф.6:6 с толкованием
Человекоугодник не служит Христу, как и в другом месте говорит: если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал.1:10).
 


Исполняя волю Божию от души, служа с усердием.
 

Еф.6:6 с толкованием
Так как можно служить в простоте сердца и искренно, но не со всею силой, исполняя только какое-нибудь определенное дело; то поэтому присовокупляет теперь: от души, то есть от всей силы и готовности; даже с усердием, то есть со всею преданностью и охотой, а не по принуждению. В таком случае и низость рабства устраняется, если рабы добровольно совершают доброе и не дожидаются принуждения и побоев. Волею же Божией называет или подчинение (ибо этого желает Бог, то есть благого порядка), или же говорит: в том повинуйтесь, рабы, своим господам, чего желает Бог. Ибо может случиться, что и относительно детей сказано: господа побуждают их к чему-нибудь постыдному или к нечестию, а это не есть божественная воля.
 


Как Господу, а не как человекам.
 

Еф.6:7 с толкованием
Ибо Сам Бог принимает благорасположенность по отношению к господам, так как Он же и установил этот добрый порядок, и не служащий им, как следует, противится божественному закону.
 


Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
 

Еф.6:8 с толкованием
Так как, вероятно, многие из господ — эллины и неверующие — не делали никакого добра по отношению к рабам, которые хорошо им служили, то говорит: если не получишь награды от господина по плоти, то примешь ее от Господа всех. И здесь показал, что говорит с ними, как с совершенными, а не как с детьми. Ибо детям он указал на земное долголетие, а этим указал на будущее.
 


И вы, господа, поступайте с ними так же.
 

Еф.6:9 с толкованием
Так же. Как? Служите охотно и не как человекоугодники, но со страхом и трепетом, то есть в отношении к Богу. Ибо хотя словами прямо этого не выразил, но желает сего. Служит ведь и господин рабу, заботясь о нем и доставляя ему все необходимое и вообще поддерживая его и снисходя к нему, и, как Соломон говорит: разделяя с ним труд. Но послушай, что дальше говорится:
 


Умеряя строгость.
 

Еф.6:9 с толкованием
Не сказал: оставив бич, но: даже строгость, а тем более наказание, то есть и в угрозах не бывайте жестокими.
 


Зная, что и над вами самими и над ними 14 есть на небесах Господь.
 

Еф.6:9 с толкованием
Смотри, как устрашает. Ибо говорит Господь: какою мерою мерите, такой и вам будут мерить (Мф.7:2). Не услышь и ты: Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего? (Мф.18:32-33).
 


У Которого нет лицеприятия.
 

Еф.6:9 с толкованием
Не думай, говорит, что если ты будешь жесток к своему рабу, то не дашь ответа пред Богом вследствие ничтожности этого лица (раба). Это ведь свойственно внешним законам, которые знают различие между благородством и рабством, потому что от людей эти законы. Но здесь не так, потому что ты и сам есть раб Того же Господа, хотя бы ты и был жесток в отношении к рабу: ибо изначала Бог не сотворил рабства, но его создало любостяжание (так относительно пленных) и оскорбление родителей, как это случилось с Ханааном. Но если и не от Бога оно произошло, однако подчинение Бог узаконяет ради благоустройства, и чтобы жизнь не была отягчена кровью.
 


Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
 

Еф.6:10 с толкованием
Дом каждого есть как бы войско: поэтому уже, приведя в порядок все силы, выводит их на войну. Ибо, если каждый в отдельности не будет нарушать своего порядка, тогда и военное дело будет в хорошем положении. А так как уже многое, что казалось расстроенным, он привел в порядок, то не страшитесь, говорит, но дерзайте в силе Господа. Ибо у Него не просто сила, но могущество силы, то есть Он имеет силу неизреченную и все превозмогающую.
 


Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.
 

Еф.6:11 с толкованием
В чем состоит всеоружие, это покажет несколько после. Но заметь, почему он не сказал: битвы или войны, но — козни. Козни есть обольщение и уловление посредством хитрости. Ибо враг не открыто предлагает грех, например, он не склоняет явно к идолопоклонству, но располагает к этому иным способом, коварствуя, то есть правдоподобным словом и пользуясь хитростью. Павел же указанием, что противник ужасен и изворотлив, ободряет их и побуждает к осторожности.
 


Потому что наша брань не против крови и плоти.
 

Еф.6:12 с толкованием
И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными. У нас дело, говорит, не с обыкновенным врагом, и не с людьми, подобными и равносильными нам.
 


Но против начальств, против властей.
 

Еф.6:12 с толкованием
Как Бог начала и власти имеет, так и надменный тиран устроил у себя подобные же порядки.
 


Против мироправителей.
 

Еф.6:12 с толкованием
Не в смысле обладателей мира или твари. Потому что писание миром обыкновенно называет лукавые деяния и тех, кто совершает оные, как в выражении: вы не от мира (Ин.15:19), то есть не из числа творящих злое. Теми же обладают демоны, потому что они добровольно отдали себя в рабство им.
 


Тьмы века сего.
 

Еф.6:12 с толкованием
Тьмой называет непотребство, которое является и существует в сем веке, но далее его не простирается.
 


Против духов злобы.
 

Еф.6:12 с толкованием
Так называет демонов. А так как и ангелы суть духи, то он прибавил злобы; потому что те — духи добра и света. Говоря же, что мы воюем не с плотью и кровью, он чрез противопоставление дает знать, что воюем с подвижными, непобедимыми в коварстве и трудно уловимыми.
 


Поднебесных (έν τοις έπουρανίοις).
 

Еф.6:12 с толкованием
Чрез это опять побуждает к бодрости слушателя. Опасность, говорит, в великом деле, ибо дело идет не о земном и тленном, а о небесном. Предлог "в" (έν) употреблен вместо "за" и "ради" (διά), как бы говорит: ради небесного воюем, и потому нужно быть бдительным.
 


Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый
 

Еф.6:13 с толкованием
То есть в настоящем веке, потому что его называет злым днем от злых дел, совершающихся в нем. Ободряет также и указанием на то, что время борьбы кратко. Ибо, называя днем, указывает на его краткость.
 


И, все преодолев, устоять.
 

Еф.6:13 с толкованием
Всякие страсти и постыдные пожелания преодолев, то есть победив и умертвив. А так как многие и после победы пали, то говорит: устоять. И после победы нужна твердость, чтобы побежденный опять не восстал войной. Ибо, если мы предадимся беспечности, умерщвленный враг непременно снова оживет. Заметь, что возможно преодолеть и стоять твердо, и мы не должны потом малодушествовать под предлогом, что враги могущественны. Ибо нам дана такая сила и мы научены такому искусству, что и с демонами можем бороться, и даже больше — не только бороться, а быть настолько страшными для демонов, по силе Обитающего в нас, чтобы не нуждаться в борьбе, а просто попирать змей и скорпионов. Сие же говорит Павел, потому что многочисленны были у них противники, научая, что при посредстве сих воюют с нами демоны. Посему не на людей гневайтесь, а вооружайтесь против демонов.
 


Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною.
 

Еф.6:14 с толкованием
В деле войны первое — уметь хорошо стоять; поэтому Павел прежде всего советует относительно стояния, требуя, чтобы оно было правильное, приличное воинам, — прямое. Ибо надлежащим образом стоящий стоит прямо, не наклоняясь к чему-либо, как и тот, кто не стоит, не есть прямой; например, человек любострастный, сребролюбивый и живущий роскошно, не стоит прямо, а наклоняется к чему-нибудь. После же стояния препоясывает воина, конечно, в духовном смысле, и того, который расплывается и находится в расслаблении от пожеланий, скрепляет, стягивая посредством пояса. Чреслами же называет душевное мужество и все выносящую силу. Как дно у кораблей, так и чресла у животных составляют как бы некоторое основание. Потому и мы от утомления часто отдыхаем, положив руки на чресла. Таково же положение и духовных чресл, которые апостол повелевает препоясывать истиной, заключающейся как в учении, так и в жизни. Ибо никто из еретиков не препоясывается истиной, но они вращаются внизу, около земли, не имея возможности постигнуть ничего возвышенного, но человеческими помыслами, вращающимися долу, исследуют божественное. Кроме того, будучи не тверды и в жизни, и подчиняясь обольщениям мира, они не только не препоясываются истиной, но, упав низко, даже жаждут лжи. Но мы не таковы должны быть, а во всем следовать истине: будет ли это учение, должны в нем искать истину, будет ли жизнь, точно так же. Мы должны быть нелицемерными, чуждыми коварства, не допускать лжи друг ко другу. Если мы таким образом будем препоясаны, то будем в состоянии стремиться к цели; препоясанием же этим он дает знать, что нам всегда должно быть вооруженными, как и Давид говорит: как пояс, которым всегда опоясывается (Пс.108:19); ибо в непрестанной войне мы находимся. Григорий же Богослов под чреслами у нас разумеет желательную способность (ибо в чреслах — внутренности, которые в Писании — символ пожелания), а под истиной — способность созерцательную. Поэтому утверждает, что Павел здесь увещевает всякое желание наше препоясать созерцанием и размышлением о Боге. Ибо созерцающий Бога и находящий радость в Нем как поистине возлюбленном не допустит, чтобы его желание обратилось на что-нибудь низкое и вращалось около земных предметов.
 


И облекшись в броню праведности.
 

Еф.6:14 с толкованием
Правдой здесь называет вообще добродетельную жизнь, как бы говоря: облачив свою грудь праведными делами. Ибо, как броня делает человека неуязвимым, так и правда того, кто облекся в нее.
 


И обув ноги в готовность благовествовать мир.
 

Еф.6:15 с толкованием
Хорошо предлагает нам и латы. Этим он говорит или то, что должны быть готовыми к благовествованию и проповеди. Ибо прекрасны, говорит, ноги возвещающего мир (Ис.53:7). Или что должно нам быть готовым к исходу, живя по Евангелию. Ибо ноги — символ жизни; посему и говорит: поступайте осторожно (Еф.5:15). Готовность же благовествовать — добрые дела, которым и Господь внемлет, по сказанному: "уготованию сердца их внят ухо твое" (Пс.9:38) 15. Хорошо также сказал: мир. Так как он упоминал о войне и битве, то показывает, что войну эту нужно вести против демонов, а не против людей, — ибо о мире благовестие, — и что, сражаясь с демонами, мы пребываем в мире с Богом, Которого не должно снова возбуждать к войне против себя, нарушая мир. Но благая весть уже есть, победа совершена; посему не будем страшиться.
 


А паче всего возьмите щит веры.
 

Еф.6:16 с толкованием
Словами же паче всего указывает на упомянутую выше истину и правду, и упование Евангелия. Ибо все это нуждается в вере. Но верой называет здесь не познание истинного богопочтения, а веру чуждую сомнения, которая заставляет верить в будущее, как настоящее, которая совершает знамения и настолько пламенна и горяча, что и горы переставляет. Итак, как щит прикрывает все тело, ограждая и защищая его подобно стене, так и вера без сомнений — ограда всей души. Такая вера, а не мудрование, есть щит. Щит прикрывает, а те только мешают.
 


Которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого.
 

Еф.6:16 с толкованием
То есть постыдные пожелания, помыслы неверия, (как например: будет ли воскресение? будет ли суд?) и искушения. Раскаленные же не только потому, что похоти разжигают и воспламеняют к постыдным делам, но и потому, что здесь мы и совестью как бы сжигаемся. К тому же и диавол поджигает нас и чрез помыслы неверия, и чрез искушения. Вера же угашает это; потому что, если демонов она покоряет, то тем более страсти. Ибо разжигает ли тебя похоть, ты, веруя в будущие блага и радость, погасишь ее; палит ли тебя искушение, веруя в будущее, ты найдешь утешение. Поразмысли, каким огнем палим был Авраам, когда приносил в жертву своего сына, но вера погасила этот пламень.
 


И шлем спасения возьмите.
 

Еф.6:16 с толкованием
То есть спасающий и оберегающий. Ибо если мы будем иметь веру (спасающую и охраняющую нас), то скоро получим и спасительные помыслы, охраняющие нашу главу или руководительный ум.
 


И меч духовный, который есть Слово Божие.
 

Еф.6:17 с толкованием
В вышесказанном Павел нас вооружил, чтобы не причиняли нам вреда враги, а теперь дает оружие, которым мы сами можем причинять сильный вред врагам. Итак, мечом Духа называет иносказательно или Самого Духа, или духовную жизнь, которой сокрушается глава дракона. Духовный же сей меч есть слово Божие, то есть заповедь. Ибо если мы будем исполнять Его заповеди, то будем умерщвлять змея лукавого, как говорит Исаия (Ис.27:1). Или же слово Божие есть выражение: во имя Иисуса Христа встань и ходи (Деян.3:6), и тому подобные. Или же мечом Духа называет просто мудрость духовную. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча (Евр.4:12), и имеющий дар сего духовного меча и глаголющий божественное — неодолим, каков был сам Павел.
 


Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом.
 

Еф.6:18 с толкованием
Вооружив их, наконец, ведет к царю, чтобы умолять Его, да прострет Он руку. Ибо сказав: возможете угасить, чтобы не возгордились, говорит: вы имеете нужду в Боге и можете завершить все дело вместе с упомянутым молитвой, молясь не просто, но всякою молитвою и прошением, с плачем, биением в грудь, коленопреклонением и тому подобными действиями. И не в установленные только часы, но во всякое время и духом, то есть духовного прося, а не мирского. Но говоря: всякою молитвою молитесь, намекает, что можно и совершая молитву, не молиться, когда кто пустословит.
 


И старайтесь о сем самом.
 

Еф.6:18 с толкованием
Или о всенощных бдениях здесь говорит, или о бодрствовании души, то и другое можно понимать. Ибо вооруженному и стоящему пред царем должно быть бодрствующим.
 


Со всяким постоянством и молением.
 

Еф.6:18 с толкованием
Подобно хананеянке, вдовице и Анне. Ибо такова действительно молитва соединенная с терпением.
 


О всех святых и о мне.
 

Еф.6:18 с толкованием
Итак, не за себя только должно молиться. Но заметь смирение: последним ведь ставит себя, и просит учеников молиться, и это тот, который находился в узах за Христа. Да и Петр находился в узах, и за него усердная молитва была совершена Церковью.
 


Дабы мне дано было слово — устами моими открыто.
 

Еф.6:19 с толкованием
Итак, он, не заботится о том, что говорить, но как сказал Христос: не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать (Мф.10:19), — так и он, отверзая уста, передавал то, что повелевал Бог; так и все он совершал божественной благодатью. Отсюда уразумеешь меч духовный, который есть слово Божие.
 


С дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
 

Еф.6:20 с толкованием
То есть чтобы мне, как должно, защитить себя, как проповедника веры, с дерзновением и мужеством и великим благоразумием. Но к кому же ты исполняешь посольство? К людям, чтобы примирить их с Богом; но они связали меня, хотя по закону послы не должны подвергаться никакому насилию. Итак, хотя узы положены на меня, чтобы обуздать мое дерзновение, но ваша молитва откроет мне уста, чтобы дерзать и говорить все, что повелел мне поручивший мне посольство. Видишь ли, меч есть дерзновение в проповедании слова Божия, которое Павел хотел говорить во откровении уст.
 


А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный.
 

Еф.6:21 с толкованием
Что относилось до учения и утешения, то сам объяснил чрез послание; но когда вспомнил об узах, не останавливается на беседе о них, а оставляет нечто и Тихику рассказать о нем, чтобы не бесполезно было присутствие этого брата. Так как он возлюбленный, то все знает; так как верный, то не солжет.
 


В Господе служитель.
 

Еф.6:21 с толкованием
То есть служащий для Бога и в божественном деле, а не ради чего-нибудь мирского или относительно чего-нибудь земного; или — брат в Господе, то есть духовный брат.
 


Которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
 

Еф.6:22 с толкованием
Святой Иоанн Златоуст так говорит: "чтобы вы узнали о нас", то есть да возвестит вам, что со мной и не допустит вас унывать из-за меня, так как я нахожусь в бедствиях и ношу узы. А это указывает на любовь и с его стороны к ним, и со стороны тех к нему.
 


Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
 

Еф.6:23 с толкованием
Просит им мира и любви с верой. А это значит следующее: или чтобы они любили не инославных, а одних верных, или что и веру нужно иметь им для того, чтобы иметь надежду относительно будущего. Ибо без веры бесполезна любовь, и даже более, без веры не было бы любви. Что и сказал он словами: мир и любовь с верой. Научая же, каким образом мир будет, присовокупил: чрез любовь. А любовь каким образом? Если будем иметь веру.
 


Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
 

Еф.6:24 с толкованием
Здесь отделил мир от благодати, особо поставив то и другое, хотя повсюду соединял их. "В неистлении" (по-русски — неизменно) же, то есть в чистоте, или любящих Христа не в богатстве и славе, но в нетленных благах, то есть ради нетленного; или — что любящий Христа чрез добродетель Его любит. Ибо грех есть тление, а добродетель — нетление. Ибо, как о деве говорим, что растлевается, так и о душе; посему и Павел говорит: "чтобы ваши умы не повредились" (2Кор.11:3), и развращенные умом (2Тим.3:8). Посему следует и нам показывать любовь ко Христу посредством чистоты в жизни и стремления к тем нетленным благам, и вообще посредством всякой добродетельной жизни, которая соблюдает душу непорочной, не растлеваемой ни учением, ни нечестием, соблюдает в Самом Христе, непорочном Женихе девственных и непорочных душ, Которому слава во веки веков. Аминь.
 


Примечания


У блж. Феофилакта нет слов и над ними.


В русском переводе: "преданности сердца их вняло ухо Твое". — Прим. Ред.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 07.02.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.6

Глава 
6

Еф.6  с толкованием

Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть
 

Еф.6:1 с толкованием
благоугодно и праведно, то есть согласно с законом Божиим. Сие и присовокупил Апостол:
 


Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая во обетовании.
 

Еф.6:2 с толкованием
Есть и другие заповеди прежде сей, но Законодатель не соединил с ними обетования. А здесь присовокупил:
 


Да благо ти будет и будеши долголетен на земли. (Исх.20:12)
 

Еф.6:3 с толкованием
Божественный Апостол показал, что излишнее в законе, по пришествии Законодателя, утратило силу, а предписываемое самою природою имеет силу и после Нового Завета.
 


И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни.
 

Еф.6:4 с толкованием
Детям повелел повиноваться, услуживать отцам и не оскорблять их, а отцам — благочестиво воспитывать и обучать Божественному.
 


Раби, послушайте господий своих по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа.
 

Еф.6:5 с толкованием
По необходимости постановляет закон и рабам. Ибо тело Церкви заключает в себе все: и мужей и жен, и отцов и детей, и рабов и господ, и богатых и бедных, и начальников и подначальных. Посему повелевает, чтобы рабы с надлежащим страхом служили господам и были чужды злонравия. Сие и выразил, сказав: в простоте сердца вашего. Присовокупил же: якоже и Христа, утешая сим и научая, что служащим искренно уготована награда.
 


Не пред очима точию работающе яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души, со благоразумием служаще Господу, а не человеком.
 

Еф.6:6 с толкованием
То, чтобы служить господам с благорасположенностию, Апостол назвал служением Господу, опять утешаясим рабов. Служением же пред очима называет служение не от искреннего сердца предлагаемое, но прикрашенное наружным видом. Указывает же и уготованную награду.
 


Ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь.
 

Еф.6:8 с толкованием
Апостол показал, что рабство и господство ограничиваются настоящею жизнию, по отшествии же отсюда будет уже разность не между рабством и господством, но между добродетелию и пороком.
 


И господие, таяжде творите к ним,
 

Еф.6:9 с толкованием
чтобы не рабствовали, но служили с благорасположением. Ибо Апостол присбвокупил и сие:
 


Послабляюще им прещения,
 

Еф.6:9 с толкованием
то есть обходитесь с ними с благостию и кротостию. Потом устрашает и самих господ.
 


Ведуще, яко и вам самем и тем Господь есть на небесех, и обиновения лица несть у Него.
 

Еф.6:9 с толкованием
Каким хочешь иметь к себе Владыку, таким сам будь к слуге, потому что Бог не знает разности между рабом и господином, всех сотворил одинаково. Достоин же удивления порядок в сем увещании. Апостол сначала предписал законы мужам и женам, потому что брак предшествует чадородию; потом и детям и отцам, потому что плод брака — чадородие, по рождении детища один именуется отцом, другой сыном; последнее же место дал взаимному союзу слуг и господ, потому что этот союз установляется обстоятельствами, а первые почтены естественными преимуществами. Почему, предписав о сем раздельные законы, предлагает еще общее увещание.
 


Прочее же, братие, возмогайте во Господе и в державе крепости Его.
 

Еф.6:10 с толкованием
Отложите всякую боязнь, охраняемые силою Божиею.
 


Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским.
 

Еф.6:11 с толкованием
Военачальствующие в чувственных бранях не вооружают ни жен, ни детей, ни престарелых. Военачальник же Владыки Христа всем равно уделяет полное царское вооружение и указывает ухищрения врага. Ибо ухищрения назвал кознями, потому что враг нередко под видом добродетели уготовляет порок и в иных случаях к посту, к молитве и попечительности о нуждающихся примешивает тщеславие, а в целомудрие влагает предосудительную кичливость. Апостол показывает и множество врагов.
 


Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным.
 

Еф.6:12 с толкованием
Злобные демоны были в числе святых чинов, но за злобу лишились сего чина. Да и доныне имеют сии наименования в обличение их растления. Миродержителями же наименовал их Апостол не потому, что от Бога прияли они начальство, но потому, что добровольно возлюбили рабство живущих нерадиво. И божественный Апостол подражает доблестному военачальнику, который с тем намерением, чтобы в воинстве его не было лености, описывает мужество врагов. Указывает же и выгоды победы, чтобы воинов соделать более ревностными; потому что, говорит он, борьба с поднебесными, то есть небесными чинами, и наградою за борьбу сию уготовано Царство Небесное.
 


Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати.
 

Еф.6:13 с толкованием
Днем лютым называет день брани, дав имя сие от действующего в тот день диавола. В тогдашнее же время они явно подвергались брани, будучи гонимы, мучимы и терпя всевозможные виды смерти.
 


Станите убо препоясани чресла ваша истиною.
 

Еф.6:14 с толкованием
Апостол прежде всего показывает ненасытность похотения, потому что в чреслах лежат почки, а в них заключена сила похотения. Так и блаженный Давид, оплакивая грех прелюбодеяния, сказал: яко лядвия моя наполнишася поруганий (Пс.37:8), то есть естественное похотение употребил: в дело не как надлежало. Так и о Левии сказал божественный Апостол: еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек (Евр.7:10). Посему повелевает препоясать чресла истиною, чтобы вожделевали мы истинного и постоянно пребывающего.
 


И оболкшеся в броня правды.
 

Еф.6:14 с толкованием
Разумная сила в сердце да охраняет правду и озаряет ее, чтобы не помышлять ни чем, кроме справедливого.
 


И обувше нозе во уготование благовествования мира.
 

Еф.6:15 с толкованием
Да не подвигнутся ноги ваши на дела непристойные, но исполняйте евангельское течение, чтобы и вам заслужить пророческую хвалу: Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Ис.52:7). Употребил же Апостол слово мир, потому что упоминал и о брани, чтобы в мире были мы друг с другом и с общим нашим Владыкою, вели же брань только с диаволом и его полчищем.
 


Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити.
 

Еф.6:16 с толкованием
Вместо щита да будет у вас вера, потому что она указывает вам вспомоществующего Бога, она открывает вам награды за брань, провозглашение победителями и венцы за доблести. Все же это угашает стрелы лукавого. А разжженными назвал их Апостол, возбуждая сим воинов и повелевая им твердо оградить себя.
 


И шлем спасения восприимите.
 

Еф.6:17 с толкованием
Сам Владыка Христос, говорит Апостол, покроет главу вашу и, как бы некиим шлемом, оградит спасением, чтобы не принимать вам ударов, наносимых неприязненными.
 


И мечь духовный, иже есть глагол Божий.
 

Еф.6:17 с толкованием
Мечем духовным назвал действенность Духа, а действенностию Духа нарек глагол Божий. И сие значит, что Всесвятой Дух соделывает наше спасение как бы словом. Ибо духовный человек запрещает диаволу, и обращается он в бегство. И сие дает видеть последующее:
 


Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяцем терпении и молитве.
 

Еф.6:18 с толкованием
Окруженные всегда врагами не могут спать. Посему-то и божественный Апостол повелевает бдеть и непрестанно молиться и не ослаблять телесного труда, но пребывать в нем с великим терпением. Заповедует же молиться не о себе только, но и о всех единоверных. Ибо сие присовокупил он.
 


О всех святых.
 

Еф.6:18 с толкованием
Но показывает и смиренномудрие свое, и ненасытимость, потому что в одно и то же время и смиренномудрствует, и ненасытно восхищает, и говорит:
 


И о мне.
 

Еф.6:18 с толкованием
На что же нужна тебе сия молитва?
 


Да дастся ми слово во отверзение уст моих.
 

Еф.6:19 с толкованием
Что именно сказать?
 


С дерзновением сказати тайну благовествования, о немже посолствую в узах, да в нем дерзаю, якоже подобает ми, глаголати.
 

Еф.6:20 с толкованием
Испросите и мне отважности, дерзновения, обилия в слове, чтобы совершить течение по Божественному закону. Указал же опять на узы, ободряя их и научая, что должно не смущаться или предаваться стыду в страданиях за Владыку, но величаться и хвалиться ими.
 


Да увесте же и вы, яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель о Господе, егоже послах к вам на сие истое, да увесте, яже о нас, и да утешит сердца ваша.
 

Еф.6:21 с толкованием
Тихик был родом из Азии; о сем извещает нас и блаженный Лука в Деяниях. Ибо, наименовав сопровождавших Павла уроженцев Фессалоники и Берии, присовокупил: Асиане же Тихик и Трофим (Деян.20:4).
 


Мир братии и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
 

Еф.6:23 с толкованием
Напереди поставил мир, но приложил и любовь, показывая, что последняя производит первый. С любовию же сочетал и веру, предписывая любовь по закону евангельскому. Указал также и Подателя их, не только Бога и Отца, но и Господа Иисуса Христа, а с Ними и Всесвятого Духа. Ибо присовокупил:
 


Благодать со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа в неистлении. Аминь.
 

Еф.6:24 с толкованием
Ибо благодать подается не всем безусловно, но любящим Господа, да и тем не безусловно, но при любви хранящим и животворные Его законы.
 

Будем и мы хранить сии законы и пламенеть любовию ко Господу, чтобы соделаться причастниками апостольского благословения, по благодати Самого спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу со Всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Послание к ефесянам писано из Рима Тихиком.