Глава 
1

Иак.1  с толкованием
показать остальные стихи главы...

10
богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет:

Иак.1:10  с толкованием

11
возсия бо солнце со зноем, и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и благолепие лица ея погибе: сице и богатый в хождении своем увядает.

Иак.1:11  с толкованием

12
Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым Его.

Иак.1:12  с толкованием

13
Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже,

Иак.1:13  с толкованием

14
кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь:

Иак.1:14  с толкованием

15
таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.

Иак.1:15  с толкованием

16
Не льститеся, братие моя возлюбленная:

Иак.1:16  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Иак.1:13
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание Святого Апостола Иакова

Иак.1

Глава 
1

Иак.1  с толкованием

Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже.
 

Иак.1:13 с толкованием
Если искушения двоякого рода, то почему апостол поставляет теперь всякое искушение вне воли Божией? Но примечай: он не сказал: "искушенный", но - "искушаемый". Кто через грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушения и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот говорит апостол, искушается не от Бога, но от собственной похоти. Ибо кто победил нашедшее искушение и сделался тверже, тот уже нелегко поддается искушениям, особенно находящим от него самого, потому что на свободе от искушений постоянно склоняется к жизни более любомудрой. Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже - Бог не искушается злом, как сказано: "Что Божественно и блаженно, то ни само ничего не делает, ни другим не дает дела" 1. Все это свойственно естеству смертному и земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы. Похоть же и грех и рождающаяся от нее смерть для души стали как бы ступенями погибели человеческой. Ибо похоть, найдя место пристанища, соделала грех, который родил смерть, и только искоренив оный через покаяние мы полагаем начало другой нашей жизни.
 


Примечания


Изречение это принадлежит Эпикуру, который положил его в основание для отрицания Промысла Божия. Но блж. Феофилакт понял его в добром смысле и потому употребил здесь для объяснения мысли святого апостола.