Глава 
1

Ин.1  с толкованием

1
В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.

Ин.1:1  с толкованием

2
Сей бе искони к Богу:

Ин.1:2  с толкованием

3
вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть.

Ин.1:3  с толкованием

4
В Том живот бе, и живот бе свет человеком:

Ин.1:4  с толкованием

5
и свет во тме светится, и тма его не объят.

Ин.1:5  с толкованием

6
Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн:

Ин.1:6  с толкованием

7
Сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о Свете, да вси веру имут ему.

Ин.1:7  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Ин.1:4
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Иоанна

Ин.1

Глава 
1

Ин.1  с толкованием

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
 

Ин.1:4 с толкованием
Духоборцы настоящее место читают так: "и без Него ничто не начало быть"; потом, поставив тут знак препинания, читают как бы с другого начала: "что начало быть, в Нем была жизнь" и толкуют это место по своей мысли, говоря, что здесь евангелист ведет речь о Духе, то есть что Дух Святый был жизнию. Так говорят македониане, стараясь доказать, что Дух Святый сотворен, и сопричислить Его к тварям. А мы не так, но, поставив знак препинания после слов "что начало быть", читаем с другого начала: "В Нем была жизнь". Сказав о творении, что все Словом получило бытие, евангелист говорит далее и о промышлении, что Слово не только сотворило, но Оно же и сохраняет жизнь сотворенного. Ибо в Нем была жизнь. - Знаю я у одного из святых такое чтение сего места: "и без Него ничто не начало быть, что начало быть в Нем". Потом, поставив здесь знак препинания, он начинал далее: "была жизнь". Думаю, что и это чтение не заключает ошибки, но содержит ту же правильную мысль. Ибо и этот святой правильно понимал, что без Слова не получило бытия ничто, что ни получило в Нем бытие, так как все, что получило бытие и сотворено, сотворено Самим Словом, и, следовательно, без Него не было. Потом он снова начинал: "была жизнь, и жизнь была свет человеков". Евангелист называет Господа "жизнию" как потому, что Он поддерживает жизнь всего, так и потому, что Он подает жизнь духовную всем разумным существам, и "светом", не столько чувственным, сколько умным, просвещающим самую душу. Не сказал, что Он свет одних иудеев только, но всех "человеков". Ибо все мы люди, поколику получили ум и рассудок от создавшего нас Слова, называемся посему просвещаемыми от Него. Ибо разум, данный нам, по которому мы и называемся разумными, есть свет, руководящий нас в том, что должно и чего не должно делать.