Глава 
16

Ин.16  с толкованием
показать остальные стихи главы...

6
Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша.

Ин.16:6  с толкованием

7
Но Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам,

Ин.16:7  с толкованием

8
и пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде:

Ин.16:8  с толкованием

9
о гресе убо, яко не веруют в Мя:

Ин.16:9  с толкованием

10
о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене:

Ин.16:10  с толкованием

11
о суде же, яко князь мира сего осужден бысть.

Ин.16:11  с толкованием

12
Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне:

Ин.16:12  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Ин.16:9
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Иоанна

Ин.16

Глава 
16

Ин.16  с толкованием

И Он пришед обличить мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня: о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.
 

Ин.16:8 с толкованием
Утешитель придет. Какая же от того польза? Он "обличит мир о грехе" и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их "о грехе", то есть покажет, что они согрешили непростительно. Обличит и "о правде, что Я иду к Отцу Моему", то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: "и уже не увидите Меня" - означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит "о суде, что князь мира сего осужден", то есть что Я праведен и безгрешен, - это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: бесы в Нем (Ин.8:48-62; Ин.10:20); Он творит чудеса силою веельзевула (Мф.12:24); Он обольщает народ (Ин.7:12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир "о правде", то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и "осуждает" как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.