Псалом 
136

Пс.136  с толкованием

1
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона:

Пс.136:1  с толкованием

2
на вербиих посреде его обесихом органы нашя.

Пс.136:2  с толкованием

3
Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

Пс.136:3  с толкованием

4
Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?

Пс.136:4  с толкованием

5
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

Пс.136:5  с толкованием

6
Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

Пс.136:6  с толкованием

7
Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.

Пс.136:7  с толкованием

8
Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:

Пс.136:8  с толкованием

9
блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Пс.136:9  с толкованием

Толкования на главу Пс.136
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.136

Псалом 
136

Пс.136  с толкованием
Псалом сей не надписан у Евреев, некоторые же, решившись на смелое дело, надписали: Давиду Иеремием, и прибавили: не надписан у Евреев. Но самый состав надписания провозглашает неразумие надписавших; потому что Иеремия не был отведен с пленными в Вавилон, и проведя несколько времени в Иерусалиме, вынужденный беззаконными Иудеями, вместе с ними должен был идти в Египет. Посему прилично ли Иеремии сказать: на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом? Но как то, что псалом ни мало не принадлежит Пророку Иеремии, явствует из сказаннаго; так и содержание псалма ясно. Отведенные в плен и потом возвратившиеся разсказывают в нем, что было в Вавилоне.
 


На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
 

Пс.136:1 с толкованием
Предающиеся скорби обыкновенно уходят в места пустынныя, и там оплакивают собственныя свои бедствия. Посему и Иудеи, сидя на утесистых берегах рек, и размышляя о запустении своего столичнаго города, проливали обильныя слезы, уподоблявшияся речным потокам.
 


На вербиих посреде его обесихом органы наша
 

Пс.136:2 с толкованием
потому что совершенно стали для них безполезны. Закон предписывал на одном только месте совершать Богослужение.
 


Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней сионских.
 

Пс.136:3 с толкованием
Насмехаясь над нами, издеваясь над нашими бедствиями, приказывали нам петь, и нашими песнями услаждать их, не для того, чтобы получить им от сего какую либо пользу, но чтобы посмеяться над нами.
 


Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
 

Пс.136:4 с толкованием
Но зная, что повелеваемое противно закону, не уступили мы желанию приказывавших. А сие служит обличением беззаконных Иудеев, которые ревнуют об исполнении закона, и предписанное законом исполняют вне узаконенных мест.
 


Аще забуду теде, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе.
 

Пс.136:5 с толкованием
Сие говорить научает их Пророк, чтобы незабвенно памятовать им о священном граде, и ободряя себя надеждою возвращения, не обучаться злочестию пленивших. Посему говорят: и вдали находясь от тебя, Иерусалим, не предавал я забвению мысли о тебе; а если сделаю это, пусть потерплю тогда сказанное мною, и не улучу помощи свыше. Сию-то помощь Пророк называет десницею.
 


Аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
 

Пс.136:5 с толкованием
Верх веселия для меня - зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение.
 


Помяни Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте, до оснований его.
 

Пс.136:7 с толкованием
Идумеи, происходя от Исава, продолжали сохранять в себе отеческую неприязненность. Когда Иерусалим был сожжен и разорен, радуясь этому говорили они: истощайте, истощайте, до оснований его; то есть, разрушайте его в конец, чтобы не оставалось даже и следов оснований.
 


Дщи вавилоня окаянная.
 

Пс.136:7 с толкованием
Так суд Иудеев предоставив Богу, Пророк и Вавилону предсказывает будущую погибель. Называет же его окаянным, потому что будет бедствовать. Акила вместо окаянная сказал: разграбленная.
 


Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
 

Пс.136:8 с толкованием
Что это значит?
 


Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
 

Пс.136:9 с толкованием
Поелику Вавилоняне жестоко поступали с младенцами иудейскими; то Пророк предрекает им равное наказание. Посему ублажается Кир, наказавший Вавилонян и освободивший Иудеев; ублажается, не потому, что был питомцем истиннаго благочестия, но потому что дал свободу народу благочестивому, и приказал построить Божий храм. Богприемлет малые плоды, и вознаграждает великими воздаяниями. Так прославил и две лепты вдовицы.