Глава 
1

Суд.1  с толкованием

1
И бысть по скончании Иисусове, и вопрошаху сынове Израилевы Господа, глаголюще: кто взыдет нам к Хананею воевода, ратовати на них?

Суд.1:1  с толкованием

2
И рече Господь: Иуда взыдет: се, дах землю в руку его.

Суд.1:2  с толкованием

3
И рече Иуда к Симеону брату своему: взыди со мною в жребий мой, и ополчимся на Хананеа: и пойду и аз с тобою в жребий твой. И пойде с ним Симеон.

Суд.1:3  с толкованием

4
И взыде Иуда, и предаде Господь Хананеа и Ферезеа в руце их: и избиша их в Везеце до десяти тысящ мужей.

Суд.1:4  с толкованием

5
И обретоша Адонивезека в Везеце, и секошася с ним: и избиша Хананеа и Ферезеа.

Суд.1:5  с толкованием

6
И побеже Адонивезек: и гнаша вслед его, и яша его, и отсекоша краи рук его и краи ног его.

Суд.1:6  с толкованием

7
И рече Адонивезек: седмидесяти царем обсекох краи рук их и краи ног их, и быша собирающе (от крупиц) под трапезою моею: якоже убо сотворих, тако воздаде ми Бог. И приведоша его во Иерусалим, и умре тамо.

Суд.1:7  с толкованием

8
И воеваша сынове Иудины на Иерусалим, и взяша его, и поразиша его острием меча, и град сожгоша огнем.

Суд.1:8  с толкованием

9
И по сих снидоша сынове Иудины воевати на Хананеа живущаго в горней к югу и в равней.

Суд.1:9  с толкованием

10
И пойде Иуда на Хананеа живущаго в Хевроне. И изыде Хеврон со страны: имя же бе Хеврону прежде Кариафарвок-Сефер: и убиша Сесина и Ахимана и Фолмиа, роды Енаковы.

Суд.1:10  с толкованием

11
И взыдоша оттуду к живущым в Давире: имя же Давиру бе прежде Кариафсефер, Град Писмен.

Суд.1:11  с толкованием

12
И рече Халев: иже аще поразит Град Писмен и возмет его, дам ему Асхань дщерь мою в жену.

Суд.1:12  с толкованием

13
И взя его Гофониил сын Кенеза брата Халевова юнейший, и даде ему Халев Асхань дщерь свою в жену.

Суд.1:13  с толкованием

14
И бысть внегда отходити ей, и подвиже ю Гофониил просити у отца своего села, и ропташе (седящи) на осляти, и вопияше со осляти: на землю южную отдал мя еси. И рече ей Халев: что ти есть?

Суд.1:14  с толкованием

15
И рече ему Асхань: даждь ми благословение: яко на землю южную отдал еси мя, да даси мне и исходища водная. И даде ей Халев по сердцу ея исходища вышних и исходища нижних.

Суд.1:15  с толкованием

16
И сынове Иофора Кинеева, ужика Моисеова, взыдоша от града Финическа к сыном Иудиным в пустыню сущую на юг Иуды ко исходу Аредову, и поидоша, и вселишася с людьми.

Суд.1:16  с толкованием

17
И пойде Иуда с Симеоном братом своим, и изби Хананеа живущаго в Сефефе, и потребиша его: и прозваша имя граду Потребление.

Суд.1:17  с толкованием

18
И взя Иуда Газу и предел ея, и Аскалона и предел его, и Аккарон и предел его, и Азот и окрестная его.

Суд.1:18  с толкованием

19
И бяше Господь со Иудою. И взя гору, яко не возмогоша потребити живущих во юдоли, зане Рихав противоста им, и колесницы железныя бяху там.

Суд.1:19  с толкованием

20
И даша Халеву Хеврон, якоже глагола Моисей: и наследствова тамо три грады сынов Енаковых, и изгна оттуду три сыны Енаковы.

Суд.1:20  с толкованием

21
И Иевусеа живущаго во Иерусалиме не изгнаша сынове Вениаминовы, и живяше Иевусей с сынми Вениамини во Иерусалиме даже до сего дне.

Суд.1:21  с толкованием

22
И взыдоша сынове Иосифли и сии в Вефиль: и Господь бяше с ними.

Суд.1:22  с толкованием

23
И ополчишася, и соглядаша (сынове Иосифовы) Вефиль: имя же бе прежде граду Луза.

Суд.1:23  с толкованием

24
И видеша стрегущии мужа исходящаго из града, и яша его и рекоша ему: покажи нам вход во град, и сотворим с тобою милость.

Суд.1:24  с толкованием

25
И показа им вход градный: и поразиша град острием меча, мужа же и сродство его отпустиша.

Суд.1:25  с толкованием

26
И отиде муж в землю Хеттиим, и созда тамо град, и прозва имя ему Луза: сие имя ему даже до дне сего.

Суд.1:26  с толкованием

27
И не разори Манассий Вефсана, иже есть Скифский град, ниже дщерей его, ниже окрестных (предел) его, ниже Фанаха, ниже дщерей его, ниже живущих в Доре, ниже дщерей его, ниже живущих во Иевламе, ниже окрестных его, ниже дщерей его, и живущих в Магеддоне, ниже окрестных его и дщерей его. И нача Хананей жити на земли сей.

Суд.1:27  с толкованием

28
И бысть егда укрепися Израиль, и сотвори Хананеа данника: изгнанием же не изгна его.

Суд.1:28  с толкованием

29
И Ефрем не изгна Хананеа живущаго в Газере: и живяше Хананей среде его в Газере, и бысть ему в данника.

Суд.1:29  с толкованием

30
И Завулон не изгна живущих в Хевроне и живущих во Аммане: и вселися Хананей посреде их и бысть ему данник.

Суд.1:30  с толкованием

31
И Асир не изгна живущих во Акхоре, (и бысть ему данник,) ни живущих в Доре, ни живущих в Сидоне, ни живущих в Далафе и во Ахазиве, и во Елве и во Афеке и в Роове.

Суд.1:31  с толкованием

32
И вселися Асир посреде Хананеа живущаго на земли (той), зане не возможе изгнати его.

Суд.1:32  с толкованием

33
И Неффалим не изгна живущих в Вефсамисе, ниже живущих в Вефанахе: и вселися Неффалим среде Хананеа живущаго на земли (сей): живущии же в Вефсамисе и в Вефанахе быша ему данницы.

Суд.1:33  с толкованием

34
И утесни Аморрей сыны Дановы в горе, яко не попусти им низходити во юдоль.

Суд.1:34  с толкованием

35
И нача Аморрей жити в горе Чрепней, идеже медведи и лисицы, в Мирсиноне и в Салавине: и отяготе рука дому Иосифля на Аморреа, и бысть ему данник.

Суд.1:35  с толкованием

36
И предел Аморрейский идумей от восхода Акравиня, от Камене и выше.

Суд.1:36  с толкованием

Толкования на главу Суд.1
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Судей

Суд.1

Глава 
1

Суд.1  с толкованием

Вопрос 1. Почему книга сия называется Судии? (Суд.1:1)

Как книга Царств содержит в себе многие и различные повествования, но названа: Царства; потому что повествует о событиях с народом Божиим во время царей: так настоящая книга называется: Судии; потому что излагает события, во время правления судей. Начало же сей истории, по моему мнению, есть краткое повторение того, что совершено Иисусом Навином. Ибо упоминается об Адонивезеке, о войне с ним, о поражении и умерщвлении его; упоминается также о Хевроне, как городе данном в удел Халеву и об умерщвлении трех исполинов, Сесина, Ахимана и, Фолмия (Суд.1:10), названных потомками Енаковыми. Вероятно же тогда предречено только было их убиение, а исполнилось сие предречение в последствии.
 


Вопрос 2. Если в это время Иерусалим был разрушен (Суд.1:8); то как же в последствии воцарившийся Давид осаждал и взял его?

Народ еврейский испытал много превратностей, как показывает история Судей. Евреи, то побеждали, то были побеждаемы, то владычествовали над иноплеменниками, то были у них в рабстве. Посему видно, что Иевусеи сожженный Иерусалим снова соградили, воспользовались неудачами народа Божия. Думаю же, что книга сия написана в последствии, и основываюсь на том, что история называет город Иерусалимом; а наименование сие получил он в последствии, называвшись прежде Иевусом.
 


Вопрос 3. Что значит сказанное: даждь ми исходища (λύτρωσιν) водная, исходища вышних и исходища нижних (Суд.1:15)?

Симмах слово: исходища перевел орошение, и слово: нижних — равнин. Асхань мужем своим Гофониилом научена была просить себе поле, и потому просила орошения водного, и получила по прошению своему не только равнину, но и нагорную страну. Ибо слова: по сердцу ея (Суд.1:15) означают, что было ей желательно. Вышними названы в книге нагорные места, а нижними — долины.
 


Вопрос 4. Почему писатель наименовал здесь Иовавом тестя законодателева, в прежних повествованиях названного Иофором и Рагуилом?

Говорил уже я, что Иовав был сын Иофора. Писатель называет его тестем, как брата жены. И ныне многие так называют сих родственников. Посему дети Иовава суть внуки Иофоровы.
 


Вопрос 5. Какой город писатель называет финическим (Суд.1:16)?

Иерихон. Думаю же, что называл он так по плодам финикам. Как скоро народ перешел чрез Иордан, писатель сказал : и ядоша от плода земли опресноки новая. В той день преста манна, повнегда ядоша от пшеницы земли, и ктому не бысть сыном Израилевым манны, но ядоша от плодов земли финические в лето оное (Нав.5:11-12). И вторая книга Паралипоменон, повествуя о взятых в плен десятью коленами в колене Иудином, выразилась так: и отвезоша их во Иерихон град финический к братии их (2Пар.28:15).
 


Вопрос 6. Как должно разуметь сказанное: и бяше Господь со Иудою: и взя гору, яко не возмогоша взяти живущих в юдоли, зане Рихав противоста им (Суд.1:19)?

Божественное Писание многократно упоминает о Рихаве, как о человеке весьма благочестивом, благочестие которого перешло и к его потомкам. Писатель говорит, что сей Рихав посоветовал колену Иудину оставить юдоль и поселиться на горе. Он и сам был из колена Иудина, как показывает книга Паралипоменон. Думаю же, что он присоветовал удалиться из юдоли, и по причине нечестия окрестных жителей, и по близости моря. Ибо живущие близ моря принимают к себе дальних плавателей и сами пускаются в мореходство. Сообщение же с иноплеменными народами вредит житию, сообразному с законом.
 


Вопрос 7. Почему Евреи не взяли всех городов, но вместе с ними обитало множество иноплеменных народов (Суд.1:28)?

Не овладели они всею землею во-первых по лености, а во-вторых по любостяжательности. Ибо сказано: сотвори Хананея данника, изгнанием же не изгна его (Суд.1:28). И это писатель сказал о каждом колене. Сверх того Евреи, преступив Божий закон, и служа богам иноплеменным, лишились божественного о них промышления. Посему-то всепремудрый Господь не до конца истребил племя хананейских народов, но многим из них попустил жить в соседстве с Евреями, чтобы последние, воюемые и приневоливаемые ими к рабству, почувствовали вред, производимый обольщением, обратились к спасшему Богу, и воспользовались Его помощию. И что говорю сие не по человеческим соображениям, но научаемый самою историею, — сие покажу теперь же. Сказано: взыде Ангел Господень от Галгал к месту плача, и к Вефилю, и к дому Израилеву от Галгал (Суд.2:1). А Галгалами названо место краеобрезания, имя же это на еврейском языке значит: свобода. Оттуда посылает Бог Ангела напомнить Евреям о перехождении чрез реку и о совершенном над ними обрезании. Потом писатель повторяет нечто из сказанного Ангелом. Господь извел вас из Египта, и ввел вас в землю, еюже клялся отцем вашим дати вам, и сказал вам: не разорю завета Моего, иже с вами во веки. И вы не завещайте завета с седящими на земли сей, ниже богом их да поклонитеся, но изваянная их сокрушите, и олтари их раскопайте: и не послушасте гласа Моего, когда сия сотвористе. И Аз, говорит Бог, не приложу преселити людей, ихже рех изгнати от лица вашего, и будут вам в терние, и бози их будут вам в соблазн (Суд.2:1-4). Вы преступили закон Мой, не сохранили заповедей Моих, заключили мир с учителями греху, и служили богам их. Посему наслаждайтесь тем, чего возжелали, и собирайте рукояти вами посеяннаго; потому что избегшие смерти в брани не перестанут воевать с вами, и боги их поработят души ваши. После того, как сказал сие Ангел, восплакал народ, отчего и место сие названо плачем. Из сего-то заключил я, что большая часть сказанного здесь есть краткое повторение о том, что сделано при Иисусе. Ибо писатель сказал: и отпусти Иисус люди, и отыдоша сынове Израилевы кийждо в место свое и кийждо в наследие свое, наследити землю. И работаша людие Господеви во вся дни Иисусовы, и во вся дни старейшин, елицы пожиша многи дни со Иисусом, елицы разумеша все дело Господне великое, еже сотвори Израилю (Суд.2:6-7). Говорит же писатель и о том, каких лет скончался Иисус, и где погребен, и присовокупил, что воста род другий по сих, и не познаша Господа, и дела, еже сотвори во Израили (Суд.2:10), и что Евреи, живя с Хананеями, Ферезеями и другими иноплеменниками, вступали с ними в брачные союзы, а чрез союзы сии приобщались их нечестью, ибо послужиша Ваалу и Астартам (Суд.2:13). Из сего же научаемся, сколько полезно для подчиненных благочестие начальников, и сколько вредно безначалие, а также и правление людей злых. Ибо сие показывает и настоящая история. Сказано: и возстави им Господь судей, и избави их от руки пленявших я (Суд.2:16). И когда возстави им Господь судей, и бяше Господь с судиею, и спасе я от руки врагов их во вся дни судии (Суд.2:18); и чрез несколько слов: и бысть егда умираше судия, и отвращихуся, и паки растлевахуся паче отец своих, идуще в след богов иных, служити им, и покланятися им (Суд.2:19). Думаю же, что есть и другая причина, по которой Евреи не овладели всею землею обетованною, именно следующая: для сохранения сообразного с законом образа жизни требовалась страна, заключенная в весьма тесные пределы; потому что закон повелевал три раза в год праздновать всем, сошедшись в одно место, на котором в последствии соорудили божественный храм. Там повелевал Бог приносить начатки и десятины, первородных овец и другие жертвы. Посему, сообразно с сим, Бог ограничил Евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда собирались в посвященный Богу храм.