Глава 
3

Тит.3  с толкованием

1
Воспоминай тем началствующым и владеющым повиноватися и покарятися, и ко всякому делу благу готовым быти:

Тит.3:1  с толкованием

2
ни единаго хулити, не сварливым быти, но тихим, всяку являющым кротость ко всем человеком.

Тит.3:2  с толкованием

3
Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы (суще и) ненавидяще друг друга.

Тит.3:3  с толкованием

4
Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога,

Тит.3:4  с толкованием

5
не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго,

Тит.3:5  с толкованием

6
Егоже излия на нас обилно Иисус Христом, Спасителем нашим,

Тит.3:6  с толкованием

7
да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Тит.3:7  с толкованием

8
(Чадо Тите,) верно слово, и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра.

Тит.3:8  с толкованием

9
Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны.

Тит.3:9  с толкованием

10
Еретика человека по первом и вторем наказании отрицайся,

Тит.3:10  с толкованием

11
ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден.

Тит.3:11  с толкованием

12
Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: тамо бо судих озимети.

Тит.3:12  с толкованием

13
Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет.

Тит.3:13  с толкованием

14
Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни.

Тит.3:14  с толкованием

15
Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.

Тит.3:15  с толкованием

Толкования на главу Тит.3
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к Титу Святого Апостола Павла

Тит.3

Глава 
3

Тит.3  с толкованием

Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело.
 

Тит.3:1 с толкованием
Везде апостол желает, чтобы верующие повиновались властям. И показывает, каким образом повиноваться, именно, если будут готовы ко всякому доброму делу. Отсюда ясно, что кто готов на зло, тот не повинуется властям. Или, пусть будут готовы, чтобы склоняться к доброму, а не к нечестью, или чему-нибудь другому, вредному для души.
 


Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими.
 

Тит.3:2 с толкованием
Хотя и худо кто поступает, — не злословь, то есть не укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо, или ложно, — не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть.
 


И оказывать всякую кротость ко всем человекам.
 

Тит.3:2 с толкованием
И к иудеям, и к эллинам и к причиняющим вред, и к несправедливым.
 


Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий.
 

Тит.3:3 с толкованием
В Послании к Коринфянам устрашает будущим, чтобы не осуждали, говоря: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12). Здесь же вразумляет прошедшим, говоря: не будем укорять других, так как и сами мы некогда более грешили. Что говорил разбойник другому разбойнику: и мы осуждены на то же (ср. Лк.32:40). Когда же мы были несмысленны? До Христа. Разве не бессмысленно было служить таким богам? А приносить людей в жертву — разве это не величайшее заблуждение? Но мы служили еще различным страстям и удовольствиям. Здесь разумел мужеложество, брак с матерью или сестрой и прочие бесстыдства; ибо различно забавляется нами диавол.
 


Жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
 

Тит.3:3 с толкованием
Жили в злобе и зависти, то есть всегда проводя время в злопамятстве и зависти и живя такой жизнью; поэтому мы и были достойны ненависти, так как ненавидели друг друга. Справедливо: от зависти происходит и ненависть.
 


Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога.
 

Тит.3:4 с толкованием
То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным.
 


Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости.
 

Тит.3:5 с толкованием
Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его.
 


Банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего.
 

Тит.3:6 с толкованием
Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и. новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? Которого излил, говорит, на нас обильно. Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он посредник и податель всех благ.
 


Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
 

Тит.3:7 с толкованием
Опять — благодатью, а не по заслугам. Это научает смиренномудрию. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживает относительно будущего. Если совершенно потерянных Он спас благодатью, тем более даст будущее оправданным. Чтобы, говорит, мы были наследниками вечной; жизни, как на это и надеемся. Или: мы уже и наследники, поскольку живем надеждой.
 


Слово это верно.
 

Тит.3:7 с толкованием
Так как сказал о будущем, то присоединяет подтверждение своему слову. Ведь ясно из прошедшего: Кто даровал такие блага, дарует и эти.
 


И я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам.
 

Тит.3:8 с толкованием
Упомянув о неизреченной благости Божией, говорит: хочу, чтобы ты так учил об этом, чтобы верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Чтобы старались быть прилежными, говорит, то есть чтобы они всегдашним делом и постоянной заботой имели то, чтобы помогать обижаемым: о вдовах, сиротах, о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: быть прилежными к добрым делам, — не ожидать, чтобы нуждающиеся к ним приходили, а самим о них попечение иметь.
 


Это хорошо и полезно человекам.
 

Тит.3:8 с толкованием
Забота и покровительство в добрых делах, или сами добрые дела.
 


Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе, удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
 

Тит.3:9 с толкованием
Говорит о глупых состязаниях, в которые вовлекают верующих иудеи. О родословиях, которые они составляют для себя, производя свои родословия от патриархов и гордясь ими. Удаляйся вместо: избегай. Ибо никак не должно, оставляя необходимые дела, тратить время на суесловие и бесплодные споры. Какая польза спорить там, где нет надежды, чтобы кто-либо пленен был во Христа. Но как же выше он заповедал заграждать уста противящимся? Когда они причиняют другим вред, тогда им должно заграждать уста. Ради же их пользы — совсем не берись говорить им: ничего не успеешь, потому что они неисправимы.
 


Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
 

Тит.3:10 с толкованием
Как же Павел в другом месте говорит: не даст ли им Бог покаяние (2Тим.2:25)? Там он говорил о людях, подающих надежду на исправление; а здесь говорит о неисправимом еретике, совершенно развращенном, который осужден сам собой, то есть безответен. Ибо он не может сказать: никто не вразумил меня, никто не научил. Итак, если после увещания он упорствует в одном и том же, он сам осудил себя.
 


Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
 

Тит.3:12 с толкованием
Зачем апостол, поручив Титу такой большой остров, опять вызывает к себе, отвлекая от должности? Это для его же пользы, чтобы лучше наладить его на дело, обсудив, как исполнено им вверенное ему. Никополь — город во Фракии, расположенный на Истре.
 


Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
 

Тит.3:13 с толкованием
Так называет человека опытного в законах иудейских: таков был Зина; и Аполлос был красноречив и силен в Писаниях. Им еще не были вверены Церкви, чтобы ни в чем у них не было недостатка, то есть: позаботься, чтобы они в изобилии имели все необходимое, именно — пропитание и одежду.
 


Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
 

Тит.3:14 с толкованием
Как бы так говорит: мне можно было бы и иначе сделать не нуждающимися упомянутых, но я не желаю, — для того, чтобы наши, то есть те, которые около тебя, научились бы из того, что ты снабдишь их необходимым на дорогу, упражняться в добрых делах, то есть заботиться о нуждающихся — и в деньгах, и в словах, и во всем другом, не для того, чтобы нуждающиеся получили такую пользу от того, но чтобы сами они пользовались плодами своего человеколюбия по отношению к ближним. Ведь и Господь, напитавший пять тысяч, конечно, мог всегда питать и Себя, и учеников, однако Он пожелал получать пропитание от женщин, чтобы они получили пользу. Так и по отношению к нам, не столько бедным приносится польза от нашего подаяния, сколько нам от них. Бедные — для нас источник прощения грехов и дерзновения пред Богом.
 


Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере.
 

Тит.3:15 с толкованием
Или: любящих его верно и нелицемерно, или: любящих его верных, то есть христиан.
 


Благодать со всеми вами. Аминь.
 

Тит.3:15 с толкованием
Молитвенно благожелательствует, да сохранится в них дар Божий, или человеколюбие всегда пребудет с ними, сохраняя их благодатью. Или: да пребудет всегда благодать с ними, более всего нуждающимся в ней, ограждая и души их и тела во Святом Духе. Ему слава во веки. Аминь.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу

Тит.3

Глава 
3

Тит.3  с толкованием

1
Напоминай же им то, о чем я уже писал (Рим.13:1 сл. ср. 2Тим.2:24), чтобы все, находящиеся под властью, пребывали в подчинении, - и пусть ко всякому делу доброму будут готовы.

Тит.3:1  с толкованием

2
Также хищного и дурно обращающегося пусть никто не подвергает хулению, - с таковым никогда да не ссорится, - но всякую да оказывает кротость ко всем людям, - и тихое смирение свое они должны проявлять не в отношении только своих единоверцев, но также и по отношению ко всем людям.

Тит.3:2  с толкованием

3
Ибо были некогда и мы такими же, как и они, - и в тех пороках, каким предаются они теперь, вращались и мы, - и те деяния, какие нам не желательно видеть у них, совершали и мы. Неразумны были мы, как и они; и непокорны мы были подобно им; заблуждающимися были мы, как и они; рабствующими различным похотям подобно им; в ненависти и злобе, в коих пребывают они, вращались и мы; также ненавистны Богу мы были и друг друга преследовали ненавистью подобно тому, как и они.

Тит.3:3  с толкованием

4-7
Когда же не правосудие Божие, но благосклонность человеколюбия Его явилась над всеми людьми; - не по делам праведности, кои совершали мы, ибо мы творили дела беззакония, выше мною перечисленные, - но по милости Своей оживотворил нашу скрытую мертвость, и чрез омовение водное возродил нас в обновлении Духа Святаго, - Коего излил на нас обильно, то есть когда он вдохнул Его в Апостолов (Ин.20:22) и роздал Его в огненных языках (Деян.2:2-4), а также некоторые пророчествуют посредством Него, некоторые истолковывают чрез Него, другие совершают при помощи Его различные чудеса (1Кор.12:1 дал.): - чтобы, - кроме всех, приступивших и приступающих к крещению для получения в нем очищения, - и мы также получили оправдание благодатью Его, не по делам, но чрез самое крещение - и наследниками стали, после очищения нашего - наследниками не в земле, текущей медом и молоком, но в надежде жизни во веки веков.

Тит.3:4  с толкованием

8
Верно слово, которое я сказал. И чрез него желаю, чтобы ты укреплял их всегда, дабы, руководствуясь им, они заботились о добрых делах, - разумеются люди, кои веруют, что истинно есть Бог. Ибо это (хорошо) и полезно людям, кои обратятся к учению (Христову).

Тит.3:8  с толкованием

9
Состязаний же, глупости, и родословий, то есть гнилого и гнусного многословия Евреев, - и споров, и ненависти, и распрей книжников языческих избегай: ибо они безполезны для той и другой стороны, и суетны изречения, лишенные истины.

Тит.3:9  с толкованием

10
Человека, который имеет ум разделившийся и предавшийся чуждому учению, после одного и втораго вразумления избегай, то есть: после того как однажды, придя (из секты), будет научен и вразумлен, (снова потом) возвратится в секту свою, - отдаляйся от такого.

Тит.3:10  с толкованием

11
Ведь такой человек, для которого нет ни достоверной истины, ни лжи, - извращен в уме своем и грешит, так как отведал истину, и возвратился вспять: и тем самым, что уходит и приходит, сам себя осуждает, то есть подвергает себя должному осуждению.

Тит.3:11  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.353-363.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru