Глава 
12

Зах.12  с толкованием

1
Пророчество словесе Господня на Израиля, глаголет Господь, прострый небо и основаяй землю и созидаяй дух человека в нем:

Зах.12:1  с толкованием

2
се, Аз полагаю Иерусалима яко преддверия движимая всем людем окрест, и во Иудеи будет обседение на Иерусалима:

Зах.12:2  с толкованием

3
и будет в день оный, положу Иерусалима камень попираемый всеми языки: всяк попираяй его ругаяся поругается, и соберутся нань вси языцы земли.

Зах.12:3  с толкованием

4
В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи Мои и вся кони людий поражу во ослепление.

Зах.12:4  с толкованием

5
И рекут тысящницы Иудины вси в сердцах своих: обрящем себе живущыя во Иерусалиме о Господе Вседержители Бозе их.

Зах.12:5  с толкованием

6
В день он положу тысящники Иудины яко главню огненну в дровах и яко свещу огненну в стеблии, и поядят одесную и ошуюю вся люди окрест: и населится Иерусалим еще по себе во Иерусалиме:

Зах.12:6  с толкованием

7
и спасет Господь селения Иудова якоже исперва, яко да не величается похвала дому Давидова и величания живущих во Иерусалиме на Иуду.

Зах.12:7  с толкованием

8
И будет в день он, защитит Господь живущих во Иерусалиме: и будет немощный в них в той день яко Давид, а дом Давидов яко дом Божий, якоже Ангел Господень пред ними.

Зах.12:8  с толкованием

9
И будет в день он, взыщу изъяти вся языки грядущыя на Иерусалим,

Зах.12:9  с толкованием

10
и излию на дом Давидов и на живущыя во Иерусалиме дух благодати и щедрот, и воззрят Нань, Егоже прободоша, и восплачутся о Нем плаканием яко о возлюбленнем, и поболят о Нем болезнию яко о первенце.

Зах.12:10  с толкованием

11
В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне.

Зах.12:11  с толкованием

12
И восплачется земля по племеном племеном: колено о себе, и жены их о себе: колено дому Давидова о себе и жены их о себе:

Зах.12:12  с толкованием

13
колено дому Нафанова о себе, и жены их о себе: колено дому Левиина о себе, и жены их и себе: колено Симеоне о себе, и жены их о себе:

Зах.12:13  с толкованием

14
вся прочая колена, колено и колено о себе, и жены их о себе.

Зах.12:14  с толкованием

Толкования на главу Зах.12
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Захарии

Зах.12

Глава 
12

Зах.12  с толкованием

2
Се Аз полагаю Иерусалима яко преддверия движимая всем людем окрест. Пророк показывает союз народов чуждых, в какой, при содействии царей египетского и сирийского, вступят они против Иерусалима. И на Иуду с Иерусалимом будет обседение.

Зах.12:2  с толкованием

3
И будет в день оный положу Иерусалима камень, попираемый всеми языки: всяк попираяй его поругается, то есть будет наказан и почувствует удар. И соберутся нань вси языцы земли.

Зах.12:3  с толкованием

4
В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника их в безумие, то есть все уготовления на брань сделаю бесполезными. И на дом Иудов отверзу очи Мои, чтобы сохранить и обогатить его.

Зах.12:4  с толкованием

5
И рекут тысящницы Иудины в сердцах своих: сильнее нас живущие во Иерусалиме, но не своими силами, а о Господе Вседержителе Бозе их. Пророк говорит сие о Маккавеях, которые, укрепляемые Божиею силою, превозмогли и победили Греков, вторгшихся в землю их, прогнали и низложили их.

Зах.12:5  с толкованием

7
И спасет Господь селения Иудова, то есть Иудеев спасет от Греков, как избавил их прежде от племени Гогова.

Зах.12:7  с толкованием

6
И населится Иерусалим еще на месте своем в Иерусалиме. Под образом Иерусалима, населяемого в Иерусалиме, Пророк представляет душу, которая от Господа нашего прияла прежнюю лепоту свою, и вселится в небесном Иерусалиме, который свободь есть (Гал.4:26),

Зах.12:6  с толкованием

8
И будет в день онь, защитит Господь живущих в Иерусалиме, и будут немощный в них яко Давид. Сила Божия будет осенять и избавлять их, почему немощный и слабый, в день брани, соделается подобным Давиду, поразившему Голиафа. А дом Давидов яко Бог, то есть потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Богу, изведшему Иудеев из Египта. Якоже ангел Господень, который пред ними поразил Хананеев. В смысле таинственном немощный означает у Пророка Церковь, сей духовный Иерусалим, или означает того, кто есть мний в обществе верующих, и о ком Господь наш говорит, что он болий есть Иоанна Крестителя (Мф.11:11); здесь же приточно называется Давидом. Дом Давидов изображает предстоятелей Церкви нашей - Апостолов,. которым даны престолы в сонме праведников, чтобы восседать на сих престолах и, подобно Богу, судить двенадцать колен Израилевых. В другом же смысле сими образами представляется высокое достоинство плоти человеческой, какого достигнет она в тот день, когда возвысится до духовного естества. А мысленный дом Давидов есть душа, которая некогда приобретет такое благолепие, что соделается подобною Богу. Все сие, если разуметь о том, кто есть мний в Церкви, и об Апостолах, исполнилось во время евангельской проповеди; а по другому разумению исполнение сего будет в день воскресения.

Зах.12:8  с толкованием

10
И излию на дом Давидов дух благодати и щедрот. И воззрят Нань, Егоже прободоша. Излию на народы, уверовавшие во Христа по распятии Его, и на священников Церкви, на которых изливается от Бога божественная благодать и дар Святого Духа. Они будут взирать и возлагать упование на Христа, Которого ребра прободены. В другом смысле относится сие к распинателям Иудеям, которые, в день воскресения, воззрят на Христа, и тогда соделается для них совершенно известным и явным, что Он есть Тот Самый, Которому пронзили они копьем ребра. В историческом смысле слова: восплачутся о Нем плаканием, яко о возлюбленном (первенце), и воззрят Нань, Егоже прободоша, означают то, что любившие Иуду Маккавея возрыдают и восплачут, когда пронзят и умертвят его язычники, и будут плакать о нем, как об единородном. Восплачутся, говорит Пророк, и поболят о нем болезнию, яко о первенце, то есть восплачутся подобно матери, сокрушающейся о первенце и притом единородном.

Зах.12:10  с толкованием

11
В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поле Магедоне. В это время вопль будет столько же велик, как и в тот день, когда Египтяне умертвили Иосию на поле Магедоне. Таковы же действительно были плач и рыдание об Иуде Маккавее, прославившемся блистательными победами в войнах с народами, которые вели брань с Иерусалимом и с народом иудейским. Когда Иуда был умерщвлен, тогда Иерусалим и жители его горько плакали о нем. Вполне же исполнилось сие на Господе нашем. В день страдания Его возрыдала вся тварь, как о первенце, распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, возстенал самый ад, оставляемый исходящими из него мертвецами.

Зах.12:11  с толкованием

12
Восплачется земля по племенам племенам, то есть, восплачутся все племена, и в каждом восплачутся все. Колено дому Давидова о себе, и жены их о себе.

Зах.12:12  с толкованием

13
Колено дому Нафанова о себе и проч., то есть в каждом колене плакали мужи отдельно от жен, и жены отдельно от мужей. Так, по сказанному нами, действительно было при смерти Иуды Маккавея. В смысле же духовном и во всей полноте должно относить сие к смерти Господа нашего.

Зах.12:13  с толкованием